Понятие «понятие» Гегеля хорошо знакомо родителям, особенно в старости. Ведь, оно означает, не больше не меньше как, думая о своем ребенке, видеть его одновременно и младенцем, и ребенком, и школьником, и студентом, и молодым человеком, и взрослым 40-летним человеком.
Именно эти все образы вкладывает в понятие «мой ребенок» родитель, приближаясь к старости, именно эти образы видит он одновременно, глядя на своего ребенка.
Именно это и есть «понятие» в Гегелевском смысле. Это и есть понятие «понятие» в диалектической логике. Именно это и есть «брать понятие в его живом развитии».
«Рассмотрение духа [читай: любого явления, любого процесса, развивающегося во времени. — Кл.] только тогда является истинно философским, когда его понятие познается в его живом развитии…» (с) Гегель, «Философия духа».
Гегелевское «понятие» превращается в хорошо известное нам «понятие» тогда, когда мы проводим «границы рассмотрения» — «младенец», «3-х летний ребенок», «школьник», «студент», «молодой человек», «взрослый 40-летний человек».
Можно сказать по-другому:
Человек, если мы его рассматриваем в 4-х мерном пространственно-временном континууме Эйнштейна — это некий процесс, некоторая вытянутая по оси времени «колбаса», в которой человек представлен во всех своих состояниях от рождения до смерти. Каждое из этих состояний является «срезом» процесса «человек». Назовем этот объект, по аналогии с «мостом Эйнштейна-Розена» — «колбасой Эйнштейна-Гегеля». По той причине, что эйнштейновское рассмотрение человека полностью совпадает с «гегелевским понятием» человека.
Другими словами, «колбаса Эйнштейна-Гегеля» — это и есть «гегелевское понятие». Именно так строится понятие «человека» и любого другого «живого» объекта, развивающегося во времени — будь это организм, существо, система идей, корпорация, рынок, страна, экономика или любой другой биологический, культурный, политический, экологический и т.д. феномен, процесс, явление.
«Срез» этого процесса во времени, фиксация явления в данный момент — это и есть «понятие» в обычном для нас, формально-логическом смысле. Для построения «модели явления» выбирают один «срез», и в нем уже выбирают конечное (как правило, небольшое) количество наиболее существенных «параметров среза». Именно таким образом «определяется» формально-логическое понятие — через построение «модели», т.е. через задание границ, пределов («о-предел-ение») содержанию понятия (содержание понятия, по определению, беспредельно, т.е. содержит бесконечное число аспектов, параметров).
«Колбаса» и «срез» — именно таким образом осуществляется связь между «гегелевским понятием» и обычным «формально-логическим понятием».
Добавим:
В каждом процессе содержит бесконечное количество «срезов». Часть срезов являются «противоположностями» по отношению к другим срезам. Количество противоположностей — бесконечно.
Итак:
В диалектической логике мы употребляем «понятие» в гегелевском смысле — «гегелевское понятие».
В формальной логике мы употребляем «понятие» в привычном нам смысле — «формально-логическое понятие».
Александр Клейн
7 июня — 14 июля 2022 г.
https://proza.ru/2022/06/07/729
Дополнительно: